воскресенье, 21 октября 2012
20.05.2012 в 09:06
Пишет
что-то правильное:
Я не могу не спиздить этот прекрасный пост Александра Семеноваавтор:
shilovpope.livejournal.com/Так получилось, что я работаю на Беломорской биостанции МГУ начальником водолазной службы и, по совместительству, подводным фотографом. В нашем холодном и не очень уютном Белом море водится дохрена всякой необычной мелкой живности, которую я нахожу и снимаю, а заодно смотрю, как оно все живет там под водой. К сожалению, профессия натуралиста загнулась еще в начале двадцатого века, а мировая наука сейчас уже не приемлет художественных рассказов о жизни животных. Поэтому современную науку со всей ее статистикой, конфокальной микроскопией и молекулярной биологией я после окончания университета провернул на хую и стал заниматься околонаучной деятельностью и популяризацией морской биологии в интернетах. За пять лет у меня накопилось приличное количество фотографий и историй из подводного мира, которые я и собираюсь рассказать. Если вам интересно посмотреть на космос, который совсем рядом, то велкам инсайд.
Начну, пожалуй, со своих любимых тварей — крылоногих моллюсков. Их у нас водится два вида: Морские ангелы (Clione limacina) и Морские черти (Limacina helicina), при этом ангелы питаются чертями, более того, это единственная их еда. Морской ангел — это такой 3–5 сантиметровый рыжий монстрик, который плавает в толще воды, неторопливо взмахивая крыльями. Крылья — это видоизмененная нога древнего моллюска, который когда–то был общим предком всяких там улиток, слизняков и прочих ползающих тварей. Ангел — это вообще сильно мутировавшая и эволюционировавшая улитка, которая решила, что ей нужно парить в планктоне, а не ползать по дну. У него в эмбриональном развитии даже есть настоящая спиральная раковина, которая впоследствии отваливается на ранних стадиях. Короче, крылья. Это такие мускулистые штуки, которым ангел машет ровно по той же технологии, по которой машут крыльями бабочки, то есть по восьмерке, только медленнее. Поэтому смотреть на плавающих ангелов можно долго и с удовольствием, они удивительно красивые пловцы.


читать дальшеЧерти — это близкие родственники ангелов, только мелкие, черные и с раковиной. Если описать их одной фразой, то это плавающие ушастые улитки. Как слоненок Дамбо, только без хобота. Размеры чертей совсем небольшие — примерно 4–5 миллиметров вместе с крыльями. По–английски их, кстати, называют морскими бабочками, но у нас почему–то окрестили морскими чертями. Они питаются нанопланктоном — всей той крохотной органической херней, которую видно только в микроскоп. Для этого они выделяют огромный шар слизи, на которую налипает вся органическая взвесь, одноклеточные водоросли и прочие съедобные ребята, после чего черт этот шар поедает вместе со всем прилипшим.



А вот когда ангелу приспичивает пожрать, то начинается самое крутое. Они настоящие охотники на демонов со специальным пиздецовым орудием лова. Орудие спрятано у них в голове и представляет собой шесть огромных крючев (буккальных конусов) с мелкими шипиками, которые беспалевно спрятаны внутрь до поры до времени. Как только ангел оказывается рядом с чертом, он перевозбуждается страшно, от этого у него голова раздвигается пополам, и шесть крючьев надуваются (рально надуваются!) размером в половину тела. И он даже не теряет от этого сознание, а, напротив, начинает бешенно махать крыльями и на дикой скорости нарезать круги в том месте, где был замечен черт. Все действо длится несколько секунд, черт оказывается схвачен и зажат между крючьями, которые схлопываются подобно пальцам двух ладоней (сделайте так, да). Чтобы начать жрать черта, ангелу необходимо развернуть раковину устьем ко рту, для этого он на доли секунды ослабляет хватку, не веря своему счастью чертик пытается съебать, но ангел его снова ловит и сжимает, и так до тех пор, пока раковинка не ухватится в нужном положении.




Дальше ангел демонстративно достает челюсти — группы жестких щетинок, тоже загнутых крючком, засовывает их в устье и буквально выскребает оттуда сжавшегося черта. Во рту у него, как и у всех других моллюсков, находится радула — специальная хитиновая терка, которая превращает в кашицу даже самую жесткую пищу, а уж мягкого чертика просто перетирает в пюре. Вон то темное облако внутри тела — это бывшие черти.

Вот его развороченная голова с полным вооружением:

За сезон один ангел урабатывает до 500 чертей. Сезон длится две–три недели в конце мая — начале июня, когда в планктоне внезапно появляются миллионы чертей (бывали годы, когда от них чернело море, а все лужи, оставшиеся после отлива, состояли целиком из них) и через пару дней — ангелы. В это время море представляет из себя густой суп из маленьких черных ушастых ракушек и рыжих ангелов, которые то и дело радостно выворачивают хлебало и изничтожают нечисть. Переваренные черти откладываются у ангелов в виде жировых капель под кожей, мелкие точки на теле — это и есть капли. На них ангелы могут прожить без еды 4–5 месяцев. Через три недели после массового появления черти, сколько бы их не было, пропадают из планктона совсем. Куда — никто не знает. Еще через неделю пропадают и ангелы. Считается, что они уходят на глубину и что–то там замышляют целый год, но что именно — тоже никто не знает. И даже никто не знает, как это можно выяснить. В течение всего года в открытом море иногда встречаются единичные экземпляры как ангелов так и чертей, но это редкость и исключение из правил. Куда уходят миллионы — загадка.
Еще один крутой момент про ангелов — это их размножение. Они гермафродиты и совершенно ебанутые на всю голову в плане продолжения рода, потому что их спаривание выглядит следующим образом: два мужика–ангела встречаются, пожимают друг другу руки, после чего достают пенисы из спецотверстия и связывают их в один большой узел так, чтобы концы попадали в специальный карман–семяприемник коллеги по сексу. Некоторе время они плавают так вдвоем обнявшись пенисами и спускают в карманы один другому, после чего расходятся и никогда больше не звонят друг другу. Затем каждый из них встречает следующего ангела, которому передают из кармана сперму прошлого партнера, то есть оплодотворение происходит через третье лицо! Нахрена им такая система, никто не знает.

увы, это не моя фотка, поэтому хайреза нет. Вообще очень редкий и удачный кадр, и я уверен, что во всем мире фотки секса ангелов можно по пальцам одной руки пересчитать.
Вторые по охуенности морские создания — это сцифомедузы. У нас их тоже два вида. Аурелии (Aurelia aurita) и Цианеи (Cyanea capillata). Сначала расскажу про Цианею. Это самая огромная медуза в мире — диаметр ее купола может достигать 2,3 метра, а длинна щупалец — до 36 метров, а это чуть больше чем десятиэтажный дом. У нас в Белом море они дорастают в среднем до полуметра в диаметре с щупальцами метров по 12–15, но и это уже очень дохрена. Я встречал медуз и большего размера, но это большая редкость здесь. Осенью поеду на Японское море, если там они еще не сдохнут все к октябрю, то может быть удастся встретить двухметровую тушу. Цианеи, как и все остальные медузы, хищники. Они растягивают свои щупальца в гигантскую ловчую сеть “юбочкой”, облавливая огромный объем воды. Как правило, там, где заканичвается ловчая сеть одной медузы, тонкими нитями виднеются концы щупалец другой. Таким образом они заполняют собой целый слой в несколько метров толщиной. 70% их пищи составляют другие желетелые организмы: гребневики, гидромедузы и более мелкие сцифомедузы. Остальное — это зоопланктон и рыба. Крупные взрослые Цианеи жгутся как сволочи. У Конан–Дойля есть рассказ “Львинная грива”, в котором злая цианея убила человека, в реальности же зарегистрирована только одна смерть за всю историю, скорее всего от аллергической реакции. Впрочем, неучтенные в статистике ребята могли просто об этом не рассказать. Меня периодически обжигают эти медузы, так как щупальца их практически невидимы, и они очень ловко наматываются на камеру, перчатки и все остальное. Как только чувствуешь, что тебя “задело”, то начинаешь чесать перчаткой обожженное место, а на перчатке еще моток щупалец… так что лучше не чесать, а потерпеть. Ощущения такие, словно вам кожу сначала натерли наждачкой, а потом посыпли это место солью с перцем. Я так сам не делал, но мне кажется, что должно быть похоже. Лечится оно лимончиком или другой кислотой, которой у нас под рукой в лодке нет как правило, так что приходится терпеть. Длится это волшебное ощущение минут 30 от небольшой медузы и до суток от большой. Как–то я неосторожно влетел рожей (это вообще единственное открытое место у северных дайверов — губы и чуть–чуть щек) в здоровенную Цианею и чуть не потерял сознание, она была какая–то особо термоядерная. В общем, я был похож губищами на Анджелину Джоли еще половину дня, только губы меняли цвет с серого на белый, зеленый и синий. Органическая косметика для любителей дакфейса.






Аурелия, или Ушастая медуза — это самая банальная и массовая медуза мирового океана. Она есть везде. Вы все наверняка ее видели в любом море, в окенариуме, в кино или на фотках. У нее тоже есть щупальца, но совсем коротенькие и не такие стремные, как у Цианеи. Чтобы обжечься Аурелией, нужно усердно и долго натирать медузой самые нежные места. Не делайте этого. Про Аурелий даже особо рассказать нечего, но бессвязных фактов несколько есть. Фиолетовые, розовые, рыжие и белые круги (4 штуки) внутри медузы — это гонады, там яйца. А еще там живут очень крутые паразиты, которые эти гонады выедают, про них чуть позже. Аурелий едят не только паразиты, но и всякие ускоглазые азиаты и наши люди в Приморье. Чего там есть, я не понял, хрящеватая субстанция со вкусом морской воды и добавленного соуса. Иногда урожай Аурелий настолько велик, что они заполняют собой несколько метров моря довольно плотной массой. На Черном море у нас такое иногда бывает. Получается клевый кисель, в котором отвратительно мерзко купаться, но зато весело.






Гигантские сцифомедузы начинают свою жизнь в виде миллипиздрической крошки под названием эфира. Эфира — это такая недомедуза, у которой еще ничего нет, кроме рта и купола, но довольно быстро у нее появляются зачатки щупалец, которые удлиняются и умножаются в количестве прямо на глазах, рот обрастает огромной мотней ротовых лопастей, а линейные размеры с каждым днем увеличиваются процентов на тридцать. Потом меньше, конечно. Эфиры получаются бесполым путем, почкуясь на сцифистомах. Это такая стопка тарелок на ножке, которая растет где–то на дне. Каждая тарелка — это будущая медуза, самая верхняя — самая старшая. В какой–то момент тарелка становится готовой к взрослой жизни, отшнуровывается и в виде эфиры уплывает познавать мир и ловить планктон. Когда медузы вырастают, они размножаются уже половым путем, там сперма, яйца, гонады, все дела. Из оплодотворенных и развившихся яиц выходит планула — маленькая, тупая и очень примитивная личинка, просто плавающий овал с ресничками и небольшим запасом питательных веществ внутри. Овал находит подходящее место на дне, оседает туда и из него вырастает сцифистома. И так по кругу. Кстати, вы только что узнали жизненный цикл сцифомедуз. И да, живут медузы по три–четыре месяца, потом дохнут. Обычно бывает по две генерации в год. Вот как–то так они растут:



Теперь про паразитов медуз. Это тоже мои любимые ребятки, они называются Гипериями (Hyperia galba), а вся эта группа — гипериидами. Это небольшие ракообразные сантиметра в полтора ростом с огромными глазами и острыми конечностями. Они охренительно быстро плавают и практически не встречаются отдельно от медуз (встречаются, но моментально удирают). Пока гиперииды мелкие, а крупных медуз в планктоне еще нет, они живут в гребневиках и в гидромедузах (это более мелкие медузы, они чутка другие, о них позже). Как–то так:


Но как только Цианеи и Аурелии достойного размера появляются на горизонте, гиперииды сразу же перезжают в новый большой и красивый желейный домик, который будет для них едой и роддомом для следующих поколений маленьких злых рачков.


Гиперии прогрызают в медузах ходы или же заселяются прямиком в гонады, где заякориваются острыми задними конечностями, а передними отхреначивают кучки медуз и отправляют себе в рот. Иногда в одной медузе может жить несколько сотен гипериид, и это выглядит как пиздец, потому что медуза избуравлена просто в решето. Можно взять ее в руку, встряхнуть и из нее повываливается вся эта шпана, которая тут же разбежится в разные стороны.


Стоит ли говорить, что они охуенные?
Вот так это выглядит снаружи:



И да, ради таких кадров я залезаю объективом внутрь медуз и раздвигаю им гонады. Под водой. Огромной трехпалой перчаткой.
Чужой из одноименного фильма был срисован Гигером с другой гиперииды под названием Phronima

блин, там еще куча всего, но я задолбалась копипастить. все в жж.
shilovpope.livejournal.com/ URL записи
@темы:
You feel it, we fake it ©